Поколение
автомобилей начиная с конца 90-х годов настолько сильно отличается от классического
«жигуля» или «москвича», что требует принципиального изменения подхода
не только к диагностике и ремонту, но и собственно к управлению транспортным средством. И
основную роль здесь играет компьютеризация
автомобиля. Автомобильный компьютер сам решает,
например, когда требуется произвести переключение передач, и всегда сделает это
абсолютно верно, сэкономив топливо и не потеряв время при разгоне.
При этом
оборудованный компьютером автомобиль общается с водителем на различных
языках — по желанию владельца, через дисплей и систему навигации бортовым
компьютером.
Чтобы компьютер
правильно выполнял сложные операции, необходимо, чтобы его работа была
безукоризнена. Автомобильные компьютеры достаточно примитивны и для «общения»
с ними необходима высокая инженерная квалификация.
Современные
электронные системы, предназначенные для управления узлами и агрегатами
автомобиля, оснащены системами самодиагностики, которые информируют водителя о
появлении некоторых неисправностей. На приборном щитке многих автомобилей
имеется многофункциональный индикатор — лампочка Check Engine (в старых
моделях эту роль иногда выполняли специальные светодиоды, расположенные
непосредственно на устройствах управления), которая обычно загорается при
включении зажигания и гаснет через некоторое время после запуска двигателя.
Если же при самодиагностике обнаружатся неисправные компоненты (из тех, что
подлежат диагностике), то индикатор не погаснет. В случае возникновения
некоторых неисправностей во время движения индикатор также загорается, а при
однократной мелкой неисправности он может и погаснуть (сохранив ошибку в памяти
для последующего считывания), но если он продолжает гореть, то не удастся
избежать немедленной остановки, более глубокой диагностики и ремонта.
Наличие
специализированного диагностического компьютера необходимо, но основой всего
должно быть понимание принципов работы системы и назначения всех ее узлов, без
которого невозможно получить объективную информацию о текущем состоянии
двигателя и топливной системы, чтобы уверенно производить ремонт.
Системы
диагностики на разных автомобилях могут различаться, но принцип действия всех
систем схож: блоком управления считываются показания датчиков на разных режимах
работы в процессе эксплуатации автомобиля (запуск, прогрев, холостой ход,
разгон и торможение и т.д.). Показания датчиков бывают статическими (дискретными)
или динамическими (изменяющимися во времени). Статические показания датчиков
обычно определяются неким пороговым значением — импульсом определенного
уровня или «переключателем» (то есть наличием или отсутствием сигнала), а
динамические, как правило, передают изменения параметра и проверяются на
допустимые диапазоны (верхний и/или нижний пределы). Все диагностические
системы хранят и отображают статические данные — «коды ошибок» и
динамические характеристики.
На
дискретные показания датчиков система самодиагностики реагирует обычно только
при отсутствии электрического контакта (возвращает сигнал о неисправности
датчика), а изменение динамических показателей отслеживается по таблицам,
хранящимся в памяти устройства управления. Впрочем, один и тот же датчик может
проверяться как на электрический контакт, так и на допустимые пределы
изменения. И тогда для одного устройства могут быть две ошибки: либо отсутствие
сигнала, либо выход за предельные параметры.
Устройство
управления может состоять из нескольких блоков: отдельно для двигателя —
ECU (Engine Control Unit) или ECM (Engine Control Module), отдельно для
антиблокировочной системы тормозов — ABS, отдельно для подушек
безопасности — SRS (Air Bag Supplemental Restraint System), для
автоматической коробки передач — A/T (Electronic Automatic Transaxles) и
т.д. Но при получении сигнала об ошибке современная система диагностики обязана
ответить унифицированно:
• во-первых,
классифицировать неисправность по номеру (коду ошибки) и запомнить этот код в
долговременной памяти;
• во-вторых,
предпринять корректирующие действия, предусмотренные на этот случай управляющей
программой.
После этого
сохраненные в памяти коды ошибок считываются специальным прибором (сканером)
или вручную, при помощи определенной процедуры, которая вводит электронный блок
управления в режим индикации кодов самодиагностики. После их изучения и анализа
дополнительных данных принимается решение о том, что делать дальше.
Однако
следует отметить, что часть параметров, определяющих состояние двигателя,
остается вне зоны контроля. И даже после считывания кодов важно не только их
идентифицировать, но и определить правильную причину возникновения
неисправности.
Необходимо
помнить, что автомобиль — это набор сложных устройств и агрегатов и что
его состояние зависит от большого числа параметров. Таким образом, даже
незначительная на первый взгляд неисправность может вызвать целую комбинацию
кодов, но в то же время ни один из них не даст ответа на вопрос о том, что же в
действительности сломалось. Следовательно, для установления точного диагноза
требуется инженерная квалификация, а также наличие довольно длительного периода
времени. После чтения кода ошибки нужно выполнить дополнительные проверочные
операции для того, чтобы убедиться в правильной интерпретации кода. Так,
например, очень часто коды неисправностей возникают из-за того, что после тех
или иных ремонтных операций на автомобиле просто забывают подсоединить разъем
или повреждают электропроводку.
|